Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

четверг, 2 февраля 2012 г.

Земля – наш общий дом. Экологическое путешествие

Сценарий для детей младшего и среднего школьного возраста

Ведущий 1. Отгадайте загадку:


Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все – и млад и стар,
Что она – огромный шар. (Земля)

Ведущий 2. Земля – общий для всех нас большой дом. В народе говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Живя в этом доме, человек должен быть добрым, заботиться о других её жителях.
Ведь море без рыб – не море.
Ведь небо без птиц – не небо.
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли нельзя!



Ведущий 1. Наша земля круглая, всё время вращается вокруг своей оси и солнца. Поэтому и происходит смена дня и ночи, времен года (зима, весна, лето, осень), на земле есть холодные и жаркие страны.

Ведущий 2. Земля – планета Солнечной системы, где есть суша, вода, атмосфера, в которой содержится кислород. Всё это способствует жизни на Земле.

Ведущий 1. А знаете ли вы?
  • За какое время земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа, т.е. сутки)
  • Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? (Солнце)
  • Если бы Солнца не было, то… (На Земле был бы лютый холод, Земля бы не вращалась вокруг Солнца)
  • За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365 дней, т.е. за год)
  • Как называется естественный спутник земли? (Луна)
  • Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)
  • Какую часть поверхности земного шара занимает вода? (три четверти)
  • Кто чувствителен к колебаниям земной коры? (рыбы)
  • Кто и когда совершил первый полет в космос? (1961 год. Ю.А.Гагарин)

(«Я – Земля»  Муз. В.Мурадели,  Слова Е.Долматовского)


Чтец 1. Земля – наш общий дом,
   Наш добрый дом, просторный дом,
   Мы все с рожденья в нем живем.
                                                           Р.Рождественский

Чтец 2. Что за чудо Земля
    В ярких красках весны,
    Если птицы поют
    И не слышно войны.

Чтец 3. Что за чудо Земля:
    И закат и рассвет,
               И улыбка друзей,

    И улыбка в ответ!


Чтец 4. И в полях золотых,
    И в лесу молодом,
    Ты прекрасна, Земля,

    Человеческий дом!

                                               М.Танич.

(«Я люблю свою Землю»  муз. Е.Птичкина, слова В.Харитонова)

Ведущий 2. Проблем на планете Земля существует великое множество. Но мы сегодня остановимся на экологической проблеме. Скажите, что такое экология? (Ответы)
            Это слово происходит от двух греческих слов «ойкос» - что значит дом, и «логос» -наука, т.е. это наука о доме. Для человека дом – это чаще всего четыре стены и крыша; для зверя – лес, поле, горы; для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть своё жилище, а общим домом для всех является наша планета – Земля.

Ведущий 1. « Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Чтец 1.           Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
                                                           С.Смирнов

Ведущий 2. Не зря народная мудрость гласит: «На выдумку природа торовата». Действительно, каких только явлений природы не существует, все в разных тонах и оттенках. Даже сам человек – дитя Природы,  и о человеке очень часто говорят так:
  • Был на лоне природы (на открытом воздухе)
  • От природы такой (С рождения таким родился)
  • Судят по природе (по характеру, по натуре)
  • Царь природы (о человеке, как венце всего сущего, его вершине)

Ведущий 1. Сегодня мы с вами совершим экологическое путешествие по окружающему нас миру. И поможет нам в этом хозяюшка -  Берегинюшка, которая всем сердцем и душой сопереживает за судьбу Природы.

Берегинюшка. И начнем мы, ребята, это путешествие с водной среды, так как вода – неоценимое богатство, без неё невозможна жизнь на планете. Для начала я хочу загадать вам загадки:
  • Если ручки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. (воды)

  • Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит    (Река)

  • По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет     (волна)

  • Кругом вода,
А с питьём беда     (море)

  • Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь.
И ногами не пройдешь     (болото)

  • Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня              (ручеек)

  • Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?   (пруд, озеро)

  • Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём   (роса)

  • Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?    (Дождь)

  • В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено      (прорубь)

Всё это, ребята, и есть водная среда. Как обстоят дела в водном царстве? Об этом нам расскажет владыка этого царства – Водяной.


Водяной:       Я – Водяной,
Я – Водяной.
Побеседуйте со мной.
Вы должны меня понять,
Что очень трудно водным царством управлять.
Когда из века в век
Загрязняет воду человек.
Посмотрите в данный миг,
Какой имею я прикид.
(На нём на веревочке нанизаны консервные банки, склянки, тряпки и прочее, весь в саже).

Мне разве ж до гулянки,
Когда вокруг бутылки, банки, склянки.
Отрава разная кругом…
Вот так живёт мой водный дом.
Вы, ребята, тоже
Ведёте у воды себя негоже.
И прежде, чем швырнуть бутылку, банку иль башмак,
Подумать надо вроде,
О родной природе
И не делать больше так.

Берегинюшка. Да, действительно, прав Водяной, что реки, кроме нефти, наполняются мусором, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, золой, обрывками пластика, пеной стиральных порошков. Моря, океаны покрываются нефтяной плёнкой. Гибнут птицы, рыбы, морские животные. Всё это происходит по вине людей, так как они все бытовые и промышленные отходы сбрасывают в большие и малые водоёмы. Загрязнителями водной среды так же являются:
  • Минеральные удобрения, средства защиты растений (гербициды, пестициды), которые стекают вместе с дождевыми потоками в реки, озёра;
  • Горюче-смазочные вещества морского и речного флота;
  • Нефть, покрывающая ¼ часть мирового океана вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, на авариях на нефтеналивных судах;
  • Отходы животноводства (навозные стоки попадают сначала в малые речки, а потом устремляются в реки большие)
Итак, водная среда загрязнена, вот почему так не хватает чистой воды.

Водяной:       От тебя зависит, человек,
Судьба морей, озёр и рек!.

Берегинюшка: В каком состоянии находятся  речки, ручьи в нашей местности? (ответы). В нашем Верхневарженском поселении тоже не всё гладко. Рабочие колхоза «Варжа» оставили вблизи речки Варжа два тюка удобрений, нашлись хулиганы, рассыпали их. Естественно весной талой водой это удобрение унесет в речку. Весь мусор, накопившийся за зиму, жители сваливают около ручья Солотовки, протяженность этой свалки довольно значительна. Жаб и лягушек стало намного меньше около нашего села, потому что водоёмы, в которых они размножались, захламлены, завалены или высохли.
            А теперь,  я хочу предоставить слово ещё одному представителю водной среды – Водолею.

Водолей.        Я – Водолей,
Я –Водолей.
Лью воду для людей,
Чтоб их жажду утолить,
Нужно воду чистой сохранить.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни.

            Потребность одного человека в воде за 70 лет жизни составляет 50 тонн. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 литров воды на каждого жителя. Как вы думаете, ребята, сколько воды вытекает из неплотно закрытого крана за минуту? А за сутки? (1 минута –110 капель, 1 сутки – 15 литров)
            Знаете ли вы, что если выпить один стакан воды из городского водопровода, то она повлияет на здоровье через 10 лет. А ведь люди пьют эту воду не один год и не по одному стакану. Что станет с ними?
            Мне так же известно, что питьевая вода, которая течёт по водопроводу в деревне Мякиницыно, тоже не совсем чистая, так как из года в год трубы ржавеют, и в итоге остается большой осадок ржавчины в воде. Вот почему вода имеет желтоватый цвет, да к тому же она на вкус солоновата. Приезжие сравнивают её с минеральной водой.

Берегинюшка. Чистая вода – бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Наши предки всегда любили и берегли родники, не переставая повторять народную мудрость: «Не плюй в колодец, самому испить придётся». «Голубыми глазами Земли» называли они реки, озёра и моря. Необходимо принимать срочные меры для улучшения водной среды. И это, в первую очередь, касается промышленных предприятий, которые должны иметь очистные сооружения для комплексной очистки воды.

Берегинюшка.         Наш путь.
Над нами небо выше
Прозрачней синева,
И звёздами ромашек
Усыпана трава.
            Нас приветствует Царица лугов и полей. Она расскажет нам о том, какая сложилась обстановка в её царстве.

Царица.         Я – царица лугов и полей,
Моё царство открыто для взора людей.
Красоты земной не замечая,
Люди рушат, топчут, рвут…
Одним лишь только днём живут,
Не думая о том,
Что будет всё-таки потом.
И в итоге: цветы на лугах исчезают, лесом поля зарастают.
А ведь нужно жить, не забывая,
Что цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежно людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.

(Песня «Полевые цветы»)

Сколько раз вы проходили мимо, казалось бы, самых обычных знакомых растений. Попробуйте назвать их и охарактеризовать их особенности. Не получается? Правильно сказал поэт А.Яшин:
А цветы разве знаем
На лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
А  подкошены – сеном.

            Пройдитесь по лугу, вдохните воздух, пахнущий травой и мёдом, рассмотрите луговые растения, постарайтесь запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять земное богатство нашей природы.

Берегинюшка. Ребята, без надобности никогда не рвите охапками цветы на лугах, так как по воле человека многие виды растений стали редкими или исчезли совсем. Редкие - занесены в Красную книгу.
            Какие растения стали редкими в нашей местности? (растения семейства орхидных: любка двулистная, ятрышник, башмак настоящий (Венерин), грушанки круглолистной не осталось совсем).

Берегинюшка. Наше путешествие продолжается, и мы пойдем дальше. А куда? Угадайте.
            Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес).    
            «Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев» (Л. .Леонов).
            С большой радостью нас встречает хозяин леса Берендей.

Берендей.      Здравствуйте, мои друзья,
Надеюсь, вы пришли сюда не зря!
Мой адрес дали вам цветы,
Деревья, травы, лес, кусты.
О вас река мне нажурчала,
Про вас мне солнце рассказало.
Я – Берендей, и лес – дом мой,
И за природу я горой.
Целый год в лесу вас ждал,
Лес и берег охранял.
В моём лесу живёт дедушка Эхо,
С ним разговаривать просто потеха.
Давайте крикнем все:
Ау-у-у!
В ответ услышим…
У-у-у.
Скажем все: Иди сюда»
И ответит Эхо…
Да-а-а.
Теперь я отдохну чуть-чуть,
А вы не тратьте время зря: Отправляйтесь дальше в путь.
Мой друг Лесовичок,
Чудный, мудрый старичок,
Давно вас ждёт друзья!

Лесовичок. Я –Лесовичок, Лесовичок,
Добрый, мудрый старичок,
Хранитель клада лесного.
Ведь не только для людей,
Но для птиц, и для зверей
Лес – обитель и жизни основа.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

О каком растении речь?
            Однажды охотник подглядел, как медведь в лесу выкапывал и лизал корни этого растения. Такое лакомство странным образом подействовало на зверя: он разморённо, без всякой опаски разлёгся на земле. (Сон-трава)

Что даёт лес человеку?
·         Леса улучшают климат;
·         Своей листвой и хвоей лес перерабатывает углекислоту в необходимый для жизни кислород;
·         Лес даёт ценнейший материал, сырьё для целлюлозно-бумажной, химической и других отраслей промышленности;
·         Фанеру, древесноволокнистые плиты, канифоль, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарственные препараты, пищевые и кормовые продукты и многое другое;
·         Лес благотворно влияет на здоровье человека.
Послушайте историю об одном замечательном дереве:
            Это было почти 300 лет назад. Моряки на корабле, шедшем в Канаду, один за другим заболели цингой. Выжила лишь часть команды, и только благодаря тому, что эти матросы послушались советов индейцев и стали пить настой из этого дерева. А на обратном пути корабль попал в жестокий шторм. И снова это дерево спасло моряков – на этот раз своей прочностью: корабль был сделан из досок этого дерева. Лишь много лет спустя был открыт секрет чудодейственного настоя: оказалось, что он содержал в большом количестве витамин С, необходимый человеку. Что это за дерево? (Сосна).
            И для лесных птиц, оказывается, есть «лечебница под сосной». Василий Песков однажды, сидя в укромном уголке леса, увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами верх муравейной кучи, и Песков решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в стороны крылья, сидел минут десять. Позже Песков увидел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравейниках птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро «вычесывают» всё, что скопилось под крыльями у птиц, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимают муравьиные ванны. Эта «лечебница под сосной» полезна и человеку, поэтому разрушать муравейники ни в коем случае нельзя.
Разорить муравейник – не труд,
Но вредители лес сожрут.
Запомни и млад и стар:
Муравей – лесной санитар.
Будь бережлив и зорок,
Мал муравей, да дорог.
            На первый взгляд кажется, что лес пуст и безмолвен. На самом деле в нём полно лесных обитателей: насекомых, птиц, зверей.

Какое животное называют ласково, особенно в сказках: сестричкой, плутовкой, Патрикеевной?
            Да, действительно, лисица – главный персонаж многих народных сказок. В них она выступает как символ хитрости, ловкости, и это соответствует действительности.

(Инсценировка рассказа Н.Сладкова «Лиса и ёж»)
-Всем ты Еж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
-А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли?
-Да не то чтобы некрасивый…
-Может я с колючками неуклюжий?
-Да не то, чтобы неуклюжий…
-Так какой же я такой с колючками?
-Да какой ты, брат, с ними несъедобный…

Берегинюшка. Лес – это не только мир растений. В лесу живут звери и птицы,   змеи и ящерицы, лягушки и жабы, насекомые и пауки. Они населяют все этажи леса – от крон деревьев до земли. Лес – их общий дом. Красота и живописность лесов вдохновляет творчество поэтов и художников.
            Какие стихи о лесе вы знаете? (Ребята читают стихи)
Лес тоже страдает из-за людского своеволия.

Лесовичок:   Из года в год, из века в век
Лес вырубает человек.
Птиц, зверей уничтожает,
Сам себя не уважает.
Кругом одни обломки,
Как будут жить его потомки?
Об этом он не думает пока…
Дети просят: «Сберегите лес!»
Это сказка, это мир чудес,
И она должна быть на века.

            И в нашем Верхневарженском поселении нещадно вырубается лес. Недавно колхозу «Варжа» был предъявлен штраф за некачественную очистку делянок. А сколько таких делянок.

            Иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Сейчас мы поиграем в игру-загадку «Найди ошибку».
            «Майский день дети провели в лесу». Они играли, бегали, кричали, рвали цветы, плели венки, собирали большие букеты ландышей, разорили птичье гнездо, изрезали ножом деревья. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой. Какие ошибки вы заметили в поведении детей? (Ответы).

  • Как погасить огонь в лесу? (Засыпать землей)
  • Почему лучше не разжигать костры в лесу? (ежегодно сотни тысяч гектаров леса сгорает по неосторожности горе-охотников и туристов. Гибнут птицы, гибнут люди, пытаясь погасить разбушевавшуюся стихию).

Берегинюшка. Так же надо отметить, что ежегодно площадь лесов уменьшается на 2%. По данным Международного Союза охраны природы, с 1600 года на земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время диких животных на земном шаре насчитывается более 2 миллионов видов. За последние 56 лет исчезли 42 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находится 100 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно. Под охрану государства взяты редкие виды животных, они занесённы в Красную книгу. Наша Вологодская область тоже имеет свою региональную Красную книгу в 3-х томах: растения и грибы, животные, особо охраняемые территории. В неё включены: 181 особо охраняемая территория, 202 вида сосудистых растений, 33 лишайника, 27 мхов, 18 грибов.  В Вологодской области 79 памятников природы, в нашем районе – 19.

(Ребята выходят из леса на полянку и видят огромную мусорную кучу, а около неё сидит Баба-Яга)

Баба-Яга.      Я на ступе пролетала,
Сверху многое видала.
Нет порядка-то нигде!

В небе, на земле, в воде –

Всюду мусор, дым, зараза…
Уж признаюсь честно сразу,
От увиденного в шоке я.
Бедная ты, матушка Земля!
Знают взрослые и дети –
Мы не гости на планете.
Мы должны любить свой дом.
Соблюдать порядок в нём.
Тех, кто хочет этим пренебречь:
На лопату, да и в печь.

Берегинюшка. Мусорная лавина угрожает не только природе, но и жизни людей. На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Накопившийся мусор и бытовые отходы люди выбрасывают, куда попало, особенно в сельской местности: на улицу, на дорогу, в поле, в лог, в лес. Ну а около городов «дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья. Дым и запах разложения мешают проживающим вблизи людям. Дождевая вода вымывает из отходов ядовитые вещества. Это приводит к загрязнению и заражению открытых водоемов и грунтовых вод. У многих людей часто возникает ложное  представление о том, что Природа способна сама устранить последствия вредных воздействий. Однако это не так. Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 1000 лет. Каждый человек за одни сутки выбрасывает 2,5 кг. мусора, за один выезд на природу отдыхающий оставляет 200-300 грамм мусора.
            Причины увеличения объема мусора:
  • Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
  • Широкое использование пластиковых упаковочных материалов;
  • Повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменить новыми;

Наиболее целесообразны три способа ликвидации мусора:
  • Устройство специально оборудованных свалок;
  • Компостирование мусора;
  • Использование (утилизация) на мусороперерабатывающих заводах.


Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые не следует бездумно выбрасывать после использования, потому что они относятся к спец.отходам и особо опасны:
  • Батарейки;
  • Неиспользованные медикаменты;
  • Остатки химических средств защиты растений (ядохимикаты);
  • Остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;
  • Остатки косметики;
  • Остатки средств бытовой химии;
  • Ртутные термометры.

Планета наша весьма загажена, но мы ещё не осознаем всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живём, но смогут ли жить наши потомки.

(Ребята продолжают свой путь и встречаются с воздушной феей)

Фея.    Я – фея воздушная,
Умею я летать.
К природе я неравнодушная
И многое могу вам рассказать.
Месяц прятки затевает: выглянул – исчез.
Мир небесный протягает
Полон он таинственных чудес.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым,
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Чтоб радость завтрашнего дня мы сумели ощутить.
Должна быть чистою земля
И небо чистым быть.
.
Звезды с облака ныряют
Прямо в глубину.
Сонно тучки повторяют песенку одну.

                    («Облака»)

            Воздух – это тоже основа жизни на земле. От того, каким воздухом мы дышим, зависит здоровье всех нас. Всем хорошо известны виновники загрязнения воздуха. Это, прежде всего, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, радиация.

Берегинюшка. В результате катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции наиболее сильно пострадала республика Беларусь. В зоне радиоактивного облучения здесь оказалось 27 городов, 2700 деревень с населением 2,5 миллиона человек, среди которых 800 тысяч детей.
            138 населенных пунктов прекратили свое существование вследствие отселения жителей. В России наиболее опасное радиоактивное загрязнение отмечено в Брянской области.

            Назовите основных загрязнителей воздушного и водного бассейнов в нашей области и районе.
В области: ОАО «Северсталь», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий азот», Вологодский подшипниковый завод, ОАО «Сокольский ЦБК», ОАО «Вологдаэнерго», Череповецкая ГРЭС.

В районе: ОАО «Великоустюгская кисте-щеточная фабрика», ЗАО «Устюгмебель», ОАО «Великоустюгский СРЗ», ОАО «Северлен», Фанерный комбинат «Новатор».

Фея. Происходит истощение природных ресурсов, истощение озонового слоя в атмосфере, поэтому меняется климат на земле. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности земли не менее чем на 0,5ºС, причём зимние температуры увеличились больше, чем летние. Повышение температуры увеличивает процесс опустынивания. Расширяется пустыня в Африке, на юге Северной Америки, Азии, изменился климат в Сибири и Скандинавии.

Берегинюшка. Ребята, наше путешествие закончилось, поэтому давайте поблагодарим всех сказочных героев, принимавших участие в этом мероприятии.

Ведущий 1. А мы, в свою очередь, благодарим сердечно Берегинюшку, которая рассказала нам много интересного.

Ведущий 2. Итак, воздух – наш отец, вода – мать, Земля – дом. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Ведущий 1. И очень хочется верить, что настанет время, когда страны мира будут гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а молодой свежей листвой, росой и ночной прохладой, запахами туманов, красотой нашей Земли.

Чтец 1.           Пойду, оденусь,
Пойду, обуюсь,
Пойду лугами полюбуюсь,
Спокойно осмотрюсь кругом,
Природа наша – это дом!

Чтец 2.           В ней жук живет,
Пасется стадо,
И сельский странник коростель,
В котором остается странность
Пешком ходить в век скоростей.

Чтец. 3.          В ней рыбы – пескари и нельмы,
В ней птицы – иволга и дрозд,
В ней заросли стоят под хмелем,
И под сияньем вечных звезд.

Чтец 1.           В ней змеи, чудо черепахи,
В ней гады, в ней орёл Кондор,

И, как палач, в своей рубахе

Хранитель яда – мухомор.

Чтец 2.           Природа, молодая мати,
Твой майский сад опять в дыму,
Твой дом высотный поломати

Я не позволю никому!

                                                           В.Боков.

Ведущий 1. Вывод сделаем друзья:
Расслабляться нам нельзя!
И давайте скажем дружно!

Все хором:
Нам любить планету нужно!

Ведущий 2. Пусть Земля родная наша
Год от года будет краше!
Мы не гости на планете,
Помните про это, дети.
Научитесь мир беречь.
Счастья вам! До новых встреч!

(«Вместе весело шагать» музыка В.Шаинского, слова М.Матусовского)


Список использованной литературы:

Дмитриев Ю. Книга природы. - М., 1990.- 399 с.
Потапова Л.М. Детям о природе. - Ярославль, 1998.-224 с.
Стишковская Л.Л. Большая книга леса. - М., 2005.-832 с.
Кукушкин В.С. География и экология. – Ростов  на- Дону, 2005.- 212 с.
«Советская мысль»:  районная газета.

Автор -составитель:  Т.В. Ворошнина, заведующая Верхневарженским сельским филиалом № 4, МУК «Великоустюгская межпоселенческая централизованная библиотечная система».


Комментариев нет:

Отправить комментарий