Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

четверг, 12 декабря 2013 г.

Е. Мельник "Варженские певицы и их песни" Часть 3.


Продолжение - Часть 3

«В старину говорили наши матери: краса до венца, а ум до конца; а нонче люди живут на день, передней (будущей) жизни не укладывают», - так начала свой рассказ о старинной свадьбе одна из наших исполнительниц.
Свадьба была центральным, наиболее ярким и значительным событием в жизни женщины-крестьянки. Исподволь, с детства готовили, воспитывали в девочке будущую жену и мать. И это не мудрено: ведь духовные и материальные начала семьи были в руках женщины - хозяйки и воспитательницы. Здоровье всех членов семьи, их счастье и благополучие часто зависело от того, насколько готова она была исполнять свои нелегкие обязанности. Поэтому традиционный свадебный обряд призван был утвердить в сознании врачующихся, и в первую очередь невесты, важность и ответственность, равно как и необратимость происходящих событий. Неспешно разворачиваясь во времени, обряд был нацелен на то, чтобы установить особую атмосферу приподнятости и серьезности.
Свадебные песни, звучащие в ключевых моментах, концентрируют в себе эмоциональное содержание обрядовых действий. Они поются на два основных напева. С первым напевом исполняются песенные тексты, комментирующие обрядовое действие (их большинство), со вторым - величания. Оба напева поются неспешно и торжественно, под-стать самому течению обрядового действа - будь то прощание невесты с родными (исполняется с первым напевом) или величание жениха (исполняется со вторым напевом). Эта особая художественно-образная сфера и определяет глубокую стилевую общность напевов, различных по своей обрядовой функции. Особое место на свадебном «княжем» пиру принадлежит припевке «Чарочка», которую пели каждому гостю, когда с поклоном подносили ему стакан домашнего пива.
Свадьба на Варже в старину длилась долго - неделю и больше. В свадебный цикл входили сватовство, «малые смотрецы» (во время «смотрецов» стороны окончательно уговаривались  о  дне  свадьбы,  количестве  гостей,  даров...

Поехал я, дружка, молодой, новображный,
По куньему следу,
Доехал до деревни:
Деревня как город, дом как терем.
У этого двора подворотенка пола -
Проскочила куна.
Отдайте куницу!
Не отдадите куницу - отдайте красну девицу!
Не отдадите красную девицу -
Отдайте сто рублей штрафу да красну рубаху,
Я поеду домой!
А ты, невеста, вставай на куньи ножки,
Прирастут собольи.
Не будь гордлива, не будь ломлива -
Будь покорна, будь поклонна!
Прошу покорно подарочки принять!

Подарок - лента, мыло, гребенка, чулки. Невеста должна умыться жениховым мылом, чтобы быть краше и  жить лучше.
Вот невеста готова. Жених выводит ее из кути! за руку и ведет за стол. Но не так-то просто посадить ее за стол рядом с собой - на ее месте сидит маленький крестник невесты: «Выкупай крестну!». Жених откупается денежкой. Молодые встают за стол.

Ой, из кути по лавке
Всё бояр а сидят,
всё бояр а сидят.
Ой, кто из бояр, кто из бояр
У нас лучше всех, у нас лучше всех?

Так величают молодых и всех поезжан. Начинается пир. Сидят за столами всю ночь, а утром едут к венцу. В доме жениха молодых уже ждут. Встречают с хлебом-солью, с пивом, обсыпают житом, кладут подстилки под ноги - «чтобы жили не голо». 

Соколы вы, соколы вы,
 Соколы перелётные 
Соколы перелётные,
Вы далеко ли летали? 

Свекровь снимает шаль, которой закрыто лицо невесты, все садятся за столы. Снова звучат величания. Пировали долго. На второй-третий день ехали «на перегостку» к родителям невесты.

Недозрелая калинушка, да её нельзя заломать.
Заломать...
Недоросла красна девушка, да её нельзя замуж взять.
Замуж взять...
У моей-то у хорошие да есть два горюшка с собой.
Есть с собой...
Про одно горе не сказано, другое - плакать не велел.

Немного лирических песен традиционного слоя сохранилось в репертуаре варженских певиц. Но те из них, которые поются, любимы женщинами: уж если соберутся они петь, то не обходится без «Недозрелой калинушки», «Кого-то нет», «Об чем задумался, служивый», «Заныло сер-дечико», «Чуют, чуют кудерка», «Как в Обрадове». «Как же мне забыть их: сама прожила печаль, вот пою»,- сказала нам одна из певиц в деревне Мякинницыно. Именно печаль, чистую светлую печаль несет в себе образный строй этих песен. Художественное переживание этого чувства в них особенное, созвучное мировоззрению и душевному строю самих певиц: в песне никогда про горе не говорится с обидой, с упреком, будь то печаль разлуки, горе вынужденного одиночества в женских песнях или тоска по родному дому, тяготы воинской жизни в песнях о солдатской службе.
Женские песни-раздумья о своей судьбе - «Недозрелая калинушка» и «Кого-то нет» - вобрали в себя удивительное богатство лирических песенных интонаций. К этой группе примыкает близкая к ним по музыкально-поэтическим образам, песня «Об чем задумался, служивый». Все три песни объединены общим ладо-инотонационным строем, приемами мелодического распева, музыкальной ритмикой. Во всех этих песнях мы найдем также общие мелодические обороты-попевки, характерные для местной певческой «школы».
Во многих деревнях по течению реки Юг любят песню «Чуют, чуют кудерка». Это крестьянская баллада о сбежавшем с караула рекруте, который, прибежав в отчий дом, не находит себе пристанища: от него отказываются даже родители. Текст песни поется на мотив известной в этих местах хороводной песни «Озеро глубоко». Такое необычное соединение признаков разных жанров не случайно в местной песенной традиции. Интонационная сфера по-особому распетой хороводной песни с повествовательным сюжетом оказалась настолько связанной в сознании местных певиц с тематикой о рекруте, не выдержавшем тягот воинской службы, что новая песня о местном парне, дезертировавшем с германского фронта в первую мировую войну, возникшая в двадцатые годы, имеет ту же самую интонационную основу. В этом можно убедиться, сравнив напев песни «Как в Обрадове деревне» с напевом песни «Чуют, чуют кудерка». В новой песне повествовательное начало выражено гораздо сильнее, чем в песне «Чуют, чуют кудерка»: исчез припев «ляли, ляли, люшеньки», песенная строфа строится фактически из одной краткой мелодической фразы-формулы, повторенной дважды. Скупой мелодический распев подчинен задаче размеренного произнесения песенного текста.
Своеобразный стилевой пласт традиционной лирики представлен в репертуаре варженских коллективов «короткими песнями на пологий голос», то есть медленными многоголосными частушками1... К ним примыкает и песня «Заныло сердечико», в которой тот же, что и в частушках, принцип образования многоголосной фактуры - «наслаивание» голосов друг на друга. В песнях же более раннего происхождения многоголосная ткань возникает на основе двух функционально самостоятельных голосов.

Продолжение следует....

Комментариев нет:

Отправить комментарий