Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

воскресенье, 8 декабря 2013 г.

Е. Мельник "Варженские певицы и их песни" Часть 1.

В  одном из самых отдаленных уголков Великоустюгского района Вологодской области течет, причудливо извиваясь среди луговых цветов и трав чуть ли не в рост человека, маленькая речка Варжа, приток Юга. Земли здесь отличаются плодородием, поэтому люди издавна охотно селились в этих местах. Небольшие деревни располагались по берегам рек «гнездами», причем вся административная и культурная жизнь такого «гнезда» обычно была связана с более крупным селом или погостом, а те, в свою очередь, тяготели к городу - Великому Устюгу.
Историческая судьба Устюга и связанных с ним земель сложилась так, что уже в XVIII веке они оказались в стороне от торговых и военных путей России. В условиях известной замкнутости началось интенсивное внутреннее развитие. Именно с этим периодом и связан расцвет местных «песенных школ», каждой из которых был присущ своеобразный музыкальный стиль.

Варженские песни всегда можно безошибочно отличить от других, но вместе с тем, когда слушаешь их, сразу возникают в памяти песни Каргополья, Северной Двины, вятские песни, связанные с варженскими глубокой общностью происхождения и исторической судьбы.
В этом и состоит одно из удивительных качеств традиционного крестьянского искусства: оно обладает внутренней цельностью, стилевым единством - при всем многообразии местных песенных особенностей.
Участники студенческой фольклорной экспедиции Ленинградской консерватории впервые побывали на Варже в 1976 году. Мы были поражены новым для нас звучанием (в соседних, известных нам до этого районах Вологодской области пели совсем иначе!), жанровым многообразием репертуара, большим числом прекрасных песенных коллективов. Почти в каждой деревне находились люди, помнившие и с охотой исполнявшие старинные песни.
Однако во всех деревнях нас посылали в Ворошнино и Мякинницыно: «Вот уж там песенницы, так песенницы...». И действительно, ансамбли деревень Ворошнино и Мякинницыно ярко выделяются среди коллективов соседних деревень мастерством варьирования, слитностью звучания, богатством и широтой репертуара. В их исполнении можно услышать и свадебные, и лирические, и плясовые песни, и замечательные старинные многоголосные частушки, которые здесь называют «короткими песнями». Знают варжен-ские певицы и старинные солдатские песни.
Летом 1977 года в Великоустюгский район отправилась вторая экспедиция. Вскоре после этого, в октябре 1977 года, песенницы из деревень Ворошнино и Мякинницыно приехали в Ленинград на юбилейный этнографический концерт. Тогда же они были записаны на пластинку.
Участницы коллективов - женщины пожилые, примерно одного возраста. И судьбы у них схожие. Работали в колхозе, в трудовые годы выезжали в Архангельскую область на лесозаготовки. Многие потеряли мужей в войну. Жизнь прожили нелегкую, но с песней никогда не расставались («Песни-то петь - и работа легче. Спина заболит, и спину не замечаешь — поешь»), В деревне Мякинницыно среди певиц,  знающих старинные песни,  выделяются  своей  памятью, музыкальностью, любовью к пению Мария Ивановна Третьякова, Екатерина Васильевна Сдрогова, Антонина Васильевна Жерихина, Прасковья Ивановна Попова, Елизавета Федоровна Даровицына, Агния Акиндиновна Буто-рова. Ядро коллектива деревни Ворошнино составляют Агния Федоровна Ворошнина, Александра Федоровна Ворошнина, Мария Григорьевна Ворошнина, Евфалия Михайловна Сергеева. Главной же песенницей по праву считается Агния Федоровна: она и песни все знает «с краю» (с начала), и голос у нее сильный, яркий — «баской». Неповторимую окраску в пение ворошнинских певиц вносит восьмидесятилетняя Анна Степановна Ворошнина.
             Ансамбль   деревни    Ворошнино.    Фольклорная   экспедиция    1976   г.

...Удивительное чувство овладевает тобой, когда впервые входишь в незнакомый дом, к новым людям, которые через несколько часов, через десятки спетых песен станут понятными и близкими!

Подружки-голубушки, 
Сидите -призадумались, 
Сидите -призадумались, 
Чужих басен заслушались, 
Будто петь у вас нечего, 
Припевать будто некого. 
Вы припойтё, подруженьки, 
Мне родимого батюшку. 
Ты приди ко мне, батюшка,
Ко мне в куть за занавесу,
За тонку полотняную,
За шиту перебраную.
Не томи меня сегодня —
Я и так притомилася,
Хлеба-соли лишилася.
Я без ветру шатаюся,
Без дождя уливаюся...

Лица певиц сосредоточенны и серьезны. Такие разные лица в одинаково повязанных платках... И у всех руки лежат на коленях - узловатые, старческие пальцы. Нет, они не тяжелые, эти натруженные крестьянские руки - легкие, живые. Они вздрагивают в такт каким-то внутренним движениям поющих, скрытым от нас. Руки    женщин - книга их судьбы, их биография. Они с любовью прикасаются ко всему, что живет в их мире: это и земля-матушка, и Kopoj вушка, и детская головка, это лес, поле и река, это родной дом и все, что в нем есть. Огромный мир, где все родное, все близкое и понятное - от движения светил до дрожащих капель росы на траве, когда косишь утром «до свету». Этот мир обжит и устроен крестьянским сознанием как взаимосвязанная, органичная целостность. В этом мире человеку хорошо  и  «устойчиво»:   ведь   он - важная,   необходимая часть этого целого.  Ощущение себя частью своей семьи, своей деревни, чувство причастности к социальной жизни
коллектива возникает у крестьянина как естественная, необходимая потребность, обусловленная самой жизнью. Это ощущение воспитывается живым примером окружающих и словом старших с самого раннего детства и поддерживает человека всю жизнь, помогает ему находить верную линию поведения в самых трудных обстоятельствах. Народные исполнители, люди чаще всего пожилые, в беседах нередко рассказывают о событиях своей жизни, перекрещивающихся с историей нашей страны. Поразительно, как они говорят о гражданской войне, о коллективизации и работе на лесозаготовках, о Великой Отечественной войне («У! сколько всего было! А крепок человек...»)! Они рассказывают об этом спокойно, с четким сознанием необходимости жить и работать, исполнять свой главный долг и предназначение: беречь землю и детей, растить хлеб, воспитывать тех, кто пойдет за ними, кто будет потом вместо них делать все это, тех, кто будет все это защищать...
Жизненно важное для человека ощущение своей причастности к жизни коллектива, всего крестьянского «мира» (да и мира как целого) поддерживается в людях традицией, памятью. Глубина этой памяти исключительно велика: она включает в себя продуктивный опыт многих десятков прошлых поколений, связывая живущих теперь с теми, кто жил, мыслил и чувствовал раньше. Трудовые и художественные традиции складывались в стройную систему, в которой особенно важное значение придавалось общению членов коллектива. Социальная жизнь была тесно связана с ритмичным чередованием труда и отдыха, праздников и будней, повседневности и обряда, пребывания наедине с собой или близкими людьми и действия в массе народа.
В этой системе одно из ключевых мест принадлежит песне. Для наших исполнительниц песня - необходимая часть их жизни. Постоянная спутница женщины-крестьянки от колыбели до могилы, песня связана в ее сознании с круговоротом трудового года и особенно с «веком человеческим».


Продолжение:  
Часть 2,
Часть 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий