Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

суббота, 7 января 2017 г.

Верхневарженские чтения. Послесловие.

"Вот уже три дня - и всё под впечатлением от мероприятия, на котором побывала.
Огромная благодарность и низкий поклон Ворошниной Тамаре Васильевне! Я была поражена тем уровнем краеведческой работы, которая ведётся в таком малочисленном поселении и в такой маленькой сельской библиотеке. У нас подобные мероприятия проводит районный краеведческий музей, а библиотеки, мне кажется, этим не занимаются. А тут поднят такой огромный пласт истории своей малой родины, проведена огромная исследовательская работа. Спасибо  Тамаре Васильевне и всем землякам за бережно хранимую память о прошлом.
Я на встрече читала  стихи о родной деревне и о родственниках, проживавших в Верхней Варже. Люди спрашивали, где можно найти эти стихи. Но в книгах, которые я привозила, есть только два. Поэтому отправляю Вам для "Варженских посиделок"

                                                                               С уважением, Н. Мохина. 12.12.2016


Надежда Мохина

В деревне Стрюково

По лугам некошеным,
по полям заброшенным
к малой своей родине
тихо пробреду.
Деревенька древняя
спрятана деревьями,
лишь один на взгорке там
домик на виду.
Дали необъятные,
травы непримятые.
Что влечет и манит так?
Дальних предков зов?
Поклоняюсь прошлому...
Только вот возможно ли
выплакать и высказать
к родине любовь?

Деревня в глубинке

Я помню деревню в далёкой глубинке
И дом на угоре в четыре окна.
В рябине блестит серебро паутинки.
Осенних берёзовых кос желтизна...

Конечно, никто здесь меня не узнает —
Мне было всего лишь четыре иль пять.
И вновь удивлюсь, что никак не устанет
Ушедшие годы кукушка считать.

Есть тропка с угора.
Есть с омутом речка,
А мельницы старой давно уже нет,
Как нет и тех лет,
           промелькнувших беспечно,
И тает, и тает их призрачный свет.

Такие селенья качает в ладонях,
Хранит их покой деревянная Русь.
В далёкой глубинке деревню я вспомню
И ей поклониться ещё возвращусь.

На родине

А вспомнит ли меня тот старый дом?
Да и сама узнаю я едва ли.
И тропка та припомнится с трудом,
Где ножки мои детские шагали.

Чужой старушке радостен привет.
Она теперь хозяйка в этом доме.
С тех давних пор
                     промчалось столько лет,
Что здесь сейчас всё ново, незнакомо.

Но озареньем прожитых секунд —
Мой детский день рожденья.
Как когда-то
Рябиновые бусы полыхнут,
Двоюродным подаренные братом.

Мне пять всего. Дошкольная пора.
Но как я бусы эти примеряла!
И августа вечерняя заря,
Как та рябина, ярко полыхала.

Ни бабушек, ни дедушек уж нет.
Родители — и те в годах преклонных.
Быть может, потому из этих лет
Я в прошлое своё иду с поклоном.

Пусть мысленно. И всё-таки притом
С волненьем задаю себе вопросы:
А вспомнит ли меня тот старый дом?
Узнают ли рябины и берёзы?

Тётя Катя — военный шофёр

Нелегко на восьмом-то десятке,
Но всё помнишь с девических пор,
Тётя Катя — солдат (не солдатка),
Тётя Катя — военный шофёр.

Снова в памяти стылые ветры
Или зной раскалённых дорог,
И мелькают опять километры
Бесконечных военных тревог.

Знаешь ты не по фильмам да книжкам
И снарядов пронзительный вой,
И потерю друзей — тех мальчишек,
Что из юности брошены в бой.

Вспоминать ты не любишь об этом,
Ты устало прикрыла глаза,
И в морщинке запряталась где-то,
По щеке прокатившись, слеза.

А над старой железной кроватью
Фотография — в рамке узор:
Смотрит хрупкая девочка Катя —
Ясноглазый военный шофёр.
 (Дернова Екатерина Николаевна, уроженка дер. Стрюково, проживала в г. Великий Устюг) 

Два дяди

Не шагали в победном параде
И не дожили вы до седин,
Два совсем ещё юные дяди:
Дядя Павел и дядя Фантин.

У войны — ни законов, ни правил,
Страшной маски не скинет своей.
Пал в жестоком сражении Павел —
Самый старший в отцовской семье.

Не видение, не наважденье —
Скорбных слов безутешная стынь,
Что геройски погиб в наступлении
Старший брат моей мамы — Фантин.

Кто сейчас нам об этом расскажет?
Эти дни видим только в кино.
Были б взрослыми правнуки ваши,
Были б дети седыми давно.

Ваша молодость — дней бесконечность.
Ни морщин на лице, ни седин.
Вы шагнули из юности в вечность,
Дядя Павел и дядя Фантин.
(Буторов Павел Николаевич, дер. Стрюково; Калининский Фантин Николаевич, дер Старина, призван на фронт из г. Архангельска)

Бабушка Ульяна

Мне бабушка запомнилась немногим:
Лежит в кровати, не поднимет глаз.
На тумбочке лекарства, и тревога
Повисла тяжко в комнате у нас.

Потом мой день рождения —
                                     шесть лет мне.
Не праздник, нет. Мы на погост идём,
Прохладен и неласков ветер летний,
И свежий холм осыпало дождём.

Подумать только: с этих пор — полвека!
Но вспышкою из прошлого тот миг
И не уходит, и цепляет крепко
Такою болью, что из сердца крик!

Ах, бабушка Ульяна, жаль, что сказок
Твоих я слышать в детстве не могла,
А что о жизни — то для чёрных красок
И после много лет — была мала.

А может, просто говорить об этом
Все взрослые не смели с той поры,
Когда они и сами были дети,
А над судьбой висели топоры.

И всё витает отзвук давней драмы,
Хотя отрезок времени велик,
Когда моей десятилетней маме
«Врага народа дочь» пришит ярлык.

А как же ты жила все эти годы
Средь шёпотно расставленных сетей:
Мол, может ли жена врага народа
Учить в деревне грамоте детей?

Как всё перемогла? И что спасало
В той череде неотвратимых бед?
Прости, что о тебе я знаю мало.
И не узнать — ведь мамы тоже нет.

Ах, бабушка Ульяна, без ответа
И твой вопрос остался (твой секрет).
Ушла в шестидесятых ты, а деда
Лишь через тридцать оправдали лет.

Сквозь призму многолетнего обмана
Нам виделись не так страны пути.
Прости за всё нас, бабушка Ульяна,
Твоих потомков и... страну — прости.
(Калининская Ульяна Порфирьевна, Калининский Николай Прокопьевич, дер. Старина.
Дед репрессирован в 1937 году, бабушка умерла в с. Утманово Подосиновского р-на Кировской обл. в 1966 году)

Комментариев нет:

Отправить комментарий