Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

понедельник, 3 июля 2017 г.

Загадки бабушкиного сундука.




Посиделки.

Автор - Тамара Васильевна Ворошнина


Зал украшен вышивками, вязанием, поделками. В красном углу – божница, лавка, сундук. За прялкой сидит хозяйка избы – баба Катя.
Ведущий: От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть, или не быть отечественной культуре. Многое мы забыли, растеряли… Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать его содержимое. Ведь сундук – это не только скопленное добро, но и целая жизнь!
(Стук в дверь. Приходит соседка, они приветствуют друг друга, начинают прясть и напевать песню «Летят утки»)
(Стук в дверь. Пришли девушки)
I девушка: Баба Катя, здравствуй!
Баба Катя: Здравствуйте, коли не шутите. Зачем пожаловали, девоньки?
II девушка: На огонек зашли, можно?
Баба Катя: Заходите, места не жалко.
I девушка: Спасибо, баба Катя!

Баба Катя: Проходите, проходите, красавицы. Самовар готов, чайком угощайтесь, пироги попробуйте. Напекла, а есть-то некому.
II девушка: Зачем много печешь, баба Катя?
Баба Катя: По привычке, девоньки! По привычке. Раньше семьи-то большие были, вот и пекли много. Я вот и до сих пор пеку, как на Маланьину свадьбу.
I девушка: Баба Катя, какой у вас сундук старый, большой, пузатый. Да под замком! Видно, много в нем добра.
Баба Катя: Верно, старый, ему уже больше ста лет.
II девушка: Раньше все сундуки такие были?
Баба Катя: Разные. Большие и не очень. Но все они сверху донизу были окованные железом (железо 1 см, 1,5 см). Крышка тоже кована железом на петличках.
I девушка: А сундук запирали?
Баба Катя: Обязательно. На внутренний замок. И у каждого сундука был свой ключ.
II девушка: А что клали в сундук?
Баба Катя: Все, что необходимо было для жизни.
I девушка: Так, чем больше сундук, тем, наверное, лучше. Больше всего входило.
Баба Катя: Особенно для невесты. Считалось, что чем больше сундук, тем богаче невеста.
II девушка: А может, у иной невесты столько добра-то и не было? А сундук-то большой, тогда как?
Баба Катя: Бывало, хитрили невесты. Вместо приданого для тяжести подкладывали и кирпичи.
I девушка: А приданое-то из чего все было?
Баба Катя: Изо льна, девоньки. Изо льна.
II девушка: Как это?
Баба Катя: Все это делали долгими зимними вечерами. Лен мяли сначала деревянной или железной мялкой, клали в кучи. 40 поесм – куча. Потом бабы разносили их по домам и сушили на печи. После этого выносили их в санник и трепали на трепале, нужно было всю костицу вытрепать. Самый хороший лен сбивали в сбойки (кучи), оставляли себе сколько надо, а остальное продавали. Затем железной щетью (кованые гвозди) чесали каждое поесмо и кульком завязывали. Остатки льна пачесали круглой щетью из щетины. Щеть эту так и называли «пачеси». Из греби (остатки льна) ткали мешковину, холстину на голову и рукавицы, вили веревки. Из самого лучшего волокна и ткали полотно. Лен по льну – это и есть полотно, которое скатывали в трубы (стены). В одной трубе 4 стены.
I девушка: А что еще ткали?
Баба Катя: Брали полотенца. Холст (основа и уток) ткали из греби. Такие полотенца называли «полотенца-переборы», переборы берут. Ткали клитченину (скатерти), а так же скатерти браные. Из шерсти ткали шали, платки.
II девушка: И на одежду что ли тоже сами ткали?
Баба Катя: Да, девоньки. Не было тогда магазинов, как сейчас, все сами делали. Зиму прядут, мотают на мотовило, а перед весной моты 5-6 раз бучат.
I девушка: Как это бучат?
Баба Катя: Бук деревянный (как кадка), гвоздь на дне, были и подле самого дна. Накладут моты в него, наверх постелют пепельник из гребенины, потом пепелу накладут, воды нальют. Печь затопят (весь день топят, пока бучат). В печи каменье на жару. Каменье нагревали и опускали на пепельник. Остывшее каменье убирали и накладывали другое из печи. Воду все время меняли, пропуская через гвоздь. Как вода в буке закипит, раз, два посадят камни и кончают. Раньше ведь не стирали, а бучили.
II девушка: А потом чего делали?
Баба Катя: Моты развешивали на огород. А биленину (тканье) на траву раскладывали. С травы же собирали как гармошкой. Весной холст белили под солнцем на насту.
I девушка: А что же шили из холста?
Баба Катя: Из холста шили станки (нижняя женская рубаха), нижняя часть погрубее, а вороток из холста потоньше.
II девушка: Какой такой вороток?
Баба Катя: Вороток – верхняя часть женской рубашки.
I девушка: А что такое сарафан?
Баба Катя: Сарафан – русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.
II девушка: И что он из себя представлял?
Баба Катя: А сарафаны (основа разная) и ткали разно. В клетки. Клетки разные от 1см. до 2см. Сверху лиф на проймах, а снизу – широкий сбор (как юбка) пришивался к лифу, лиф на пуговицах. Были и сарафаны – пестреди (квадраты) из крашеных мотков. Еще был так называемый «сарафан бумажный» (бумага покупалась, и ткали пополам). Дома ходили в сарафанах попроще, а в праздники одевали сарафаны понаряднее (показывает). Ткали и платья с рукавами, клеточками (синяя, красная, белая).
I девушка: А что носили мужчины?
Баба Катя: А мужчины носили рубахи пестрядные (очень маленькие клеточки, красная да белая).
II девушка: А теплая одежда какая была?
Баба Катя: Шубка (это как пальто) – верхняя теплая женская одежда.
Шабур – покрытый кафтан, выделанный из овчины.
Азям – кофта теплая на подкладке до колена (как шубка теплая), женская одежда (весной и осенью носили).
Казачинка, кафтан (верх - из сукна, низ – из овчины) – это верхняя теплая зимняя мужская одежда. Кушаком опоясывались.
Тулуп овчинный, большой воротник.
Азям – холщовый, более легкий (не стеженый) вид мужской одежды.
I девушка: А на голову что надевали?
Баба Катя: Платки, толстые шерстяные шали (у кого серые, клетчатые с вырезными каемками). К обедне ходили в шалях, в полушалках (в зависимости от того, кто как жил).
(показывает)
II девушка: А невесты как одевались?
Баба Катя: Невесте лопоть заводили атласную (кофта и сарафан), шелковую (полушалки и шали). Были шали и рипсовые, а полушалки – кашемировые с кистями, с мысами (показывает). На ногах – ботинки (полусапожки) с резинкой ( в боках резинка), еще ботинки «скороход» на кожаной подошве. Бусы дутые (не стеклянные) носили. Волосы заплетали в косы. Когда девушка выходила замуж (замужняя женщина), то плела косы спереди.
I девушка: Так что ли каждый член семьи складывал свое добро в один сундук?
Баба Катя: Нет. У каждого члена семьи были свои пестерьки – замочки (закрывались замочками), куда складывалась обыденная одежда.
II девушка: А что еще в сундук клали?
Баба Катя: Клали скатерти браные (трубами). Не разрезанные. Только перед замужеством невеста разрезала и обшивала их, вышивала и вязала кружево к ним (достает и показывает).
I девушка: А еще что?
Баба Катя: Полотенца – переборы с вышивкой и кружевами. Вышивали и крестом, в строчку и реже гладью. Преобладала черная и красная нить (показывает). Вязали и кружевные скатерти. У каждой мастерицы был свой узор.
II девушка: А что еще, кроме одежды, ткали?
Баба Катя: Половики. Каждый ткал по-своему.
I девушка: А что это у вас такое круглое лежит в сундуке?
Баба Катя: Это коврик вязаный. Видите, какой он красивый.
II девушка: Значит, ткали, шили, вышивали, вязали и все в сундук клали?
Баба Катя: Да. Все это было приданое для девушки – невесты, которое она своим трудом готовила загодя. Когда увозили невесту в дом мужа, везли сундук, а впереди – перину, одеяло, подушки клали.
I девушка: А без приданого не брали замуж?
Баба Катя: Брать-то брали,  да бесприданницей и звали. Беда, если к богатым попадет, да пятой или шестой невесткой – заклюют. Раньше-то жили единой семьей. С одной стороны, вместе легче – семья крепче. С другой – бесприданнице там не мед – горьки слезы часто льет. Вот и приходилось девушкам трудиться в поте лица и готовить свое приданое заранее. И такая работа всегда сопровождалась песней. Я тоже люблю песни. Ну-ка, спойте-ка мне песню, аль частушки, какие знаете.
(девушки поют)
Услышав пение, входят старушки с частушками, потом поют песню.
II девушка: Баба Катя, а что здесь в узелке лежит?
Баба Катя: Это смертный мой узелок.
I девушка: Это кто же тебе, баба Катя, разрешил таким делом заниматься?
Баба Катя:  Не я первая, не я последняя. Испокон веков есть на Руси такой обычай: смертный узел готовить самой.
II девушка: Опять о грустном. Баба Катя, а веселиться-то умели, праздники-то праздновали?
Баба Катя: Все было… И песни пели, и в «бутылочку» играли с выкупом.
I девушка: Как это с выкупом?
Баба Катя: Садились в круг, в центре водящий бутылку крутит. Супротив кого стала бутылка, тот целует водящего и требует за поцелуй с него выкуп (конфету, пряник, деньги). Если нет ничего – пусть откупается песней, загадкой. Но загадку он загадывает тому, кто просит с него выкуп, и он должен отгадать. Если же он не отгадает, то водящий целует его и требует выкуп с него (если девушка – платок, ленту и т.д.). Если играющий не захочет целоваться с ведущим, то ему придется откупаться.
(идет игра)
Баба Катя: А теперь уж еще попляшите – потешьте.
(пляска)
Баба Катя: Ну, вот и меня развеселили. Приходите еще. А сундук – дело наживное.

1 комментарий:

  1. Я храню очень много работ свох бабушк-прабабушек, где чья работа я уже и не знаю, а моя тетя знала, где чей рушник и по какому случаю ... Предлагаю познакомиться с работами моих прародтельниц https://youtu.be/hujHDWDUmUM можно посмотреть на моем блоге

    ОтветитьУдалить