Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

четверг, 10 августа 2017 г.

Мир частушек в творчестве В. И. Белова


Литературные посиделки

Автор - Ворошнина Тамара Васильевна


1 ведущий:         

На посиделки мы пришли опять,
Будем все частушки запевать,
Да Василия  Белова
Добрым словом вспоминать.

Почти в каждом произведении В.И Белова встречается это звонкое чудо-частушка (короткая песня, припевка и т.д.). Белов писал: «Частушки всю жизнь сочиняли женщины и моя мать Анфиса тоже. И мужики соревновались между собой, кто скажет интереснее».  Недаром в народе говорят, что без частушки нет и жизни никакой, то есть они тоже входили в  такое емкое понятие, как «лад», потому что он являлся неотъемлемой частью жизни жителей деревни, им свойственна неразрывность с бытом. Ведь каждая частушка, вроде бы, и замкнута в самой себе, но все вместе они словно большая песнь о жизни, о радостях  и печалях, о надежде, любви, верности. Никто не знает, сколько создано в народе частушек. Трудно представить жизнь села конца прошлого – начала нашего столетия без частушки. Без удалого гармониста с  «веночкой» или «тальянкой». Да и сам Белов с раннего детства и до глубокой старости не расставался с гармошкой, любил петь частушки. Василий Иванович отмечал, что все девушки обращали пристальное внимание на гармонистов, ведь без них не было бы и веселья. И, конечно же, сочиняли про них частушки, поэтому так многочисленны припевки, обращенные к гармонисту. Порой в них звучит откровенная лесть, даже подхалимство. Но на что не пойдешь, чтобы в кои-то веки поплясать, излить душу в частушках.

Хорошо, парнек играешь,
Да не как игровый мой.
Мой игровый заиграет,
Сердце колет  как иглой.
                                                             («Лад»)

Поиграй, повеселей
Частые переборчики,
Тяжело переносить
Пустые разговорчики.
                                                            («Целуются зори»)
                                                                                      
Ой, Миша, поиграй,
Миша, поиграешь ли.
У меня болит сердечко,
Миша, понимаешь ли.
                                                           («Привычное дело»)
Ой, ты, веночка усталая,
Играй тихонечко,
Голосок не позволяет
Песни петь нисколечко.
                                                («Знойное лето»)
Извините, незнакомого
Играть заставила.
Я знакомого-то дролю
Далеко оставила.
                                                 («Лад»)
Незнакомая деревня,
Незнакомое село.
Незнакомая хроматика
Играет весело.
                                          («Кануны»)
Я теперь гуляю,
Сиротинка вольная,
Веселит меня гармошка
Четырехугольная.
                                          («Кануны»)

Гармонисты отвечали девушкам тоже частушками:

Милая моя,
Выйди на поляночку-
Из-за тебя меня побьют,
Побереги тальяночку.
                                      («Лад»)
Ты играй, гармонь моя,
Сегодня тихая заря,
Тихая зариночка
Послушай, ягодиночка.
                                      («Привычное дело»)
Заиграла девятера,
Девятера матушка,
Вот опять пошли плясать
Веселые робятушка!
                            («Час шестый»)

2 ведущий: Пелись частушки в основном молодежью, хотя знали их люди всех возрастов. Именно поэтому среди других в северной деревне больше всего было лирических любовных частушек, раскрывающих тончайшие душевные переживания своих героев. Исполнялись они и без музыкального сопровождения: хором - на молодежных гуляньях и в одиночку - просто выкрикивались  в такт пляске. Теперь нужна большая фантазия, чтобы представить шумное деревенское гуляние, вообразить «выход» на круг, пляску и вызывающее, с расчетом на всеуслышание пение. Надо было знать состояние девицы, которой изменили в любви, то странное ее состояние, когда она смеется сквозь слезы, и бодрится, и отчаивается, и маскирует свою беду шуткой. Частушками можно было проучить разлучницу: острая на язык девушка, так поддевала свою «супостатку» - та и сама не рада, что пошла на «перебой». Надо, наконец, знать, что такое  «перебейка», «перебеечка» (разлучница, соперница, от слова «перебить», «отбить»)

Перебейка из-за дроли
Потеряла аппетит,
У меня после изменушки
Нежевано летит.
                                           («Лад»)
1 ведущий: Большинство частушек поется от лица девушек, значительно меньше  их напето парнями. Угроза, лесть, благодарность, призыв, отказ – все то, что люди стесняются или боятся высказать прямо, легко и естественно высказываются в частушке. Частушечный диалог, осуществляемый в пляске, мог происходить между парнем и девушкой, между любящими друг друга, между двумя родственниками, между соперницами, между подругами и так далее.

Супостаточка голодная
Ходила с батогом,
С лейтенантом познакомилась,
Забегала бегом.
                                                           («Пропавшие без вести», «Медовый месяц»)
Мне миленок изменил,
Мою подругу полюбил,
Я-то не ревнивая,
Гуляй подруга милая.
                                 («Привычное дело»)
Мне миленок изменил,
Я сказала: «Ох, ты!»
У тебя одна рубаха,
Да и та из кофты.
                          («Привычное дело»)       
Шла я лесом – интересом,
А по лесу ягоды.
Дорогого за изменушку
Любить не надо бы.
                                 («Год великого перелома»)
Задушевная подруга,
При разлуке тут и будь,
Ты лени воды холодныя
На белую на грудь.
                         («Кануны»)
Встану я   на  льдиночку
На самую срединочку,
Про измену запою,
Расстрою ягодиночку.
                               (рассказ «И все про любовь»)
Ягодиночка, не стой
У старого у дерева,
Не ищи любови той,
Которая утеряна.
                    («Кануны»)
Были, были ухажеры,
Были, да уехали.
Приглашали нас с тобой,
Дуры не поехали.
                            («Привычное дело»)
Задушевная, подруга,
Как мы раньше жили – то.
Ты вздохни, а я подумаю,
Кого любили – то.
                              («Год великого перелома»)
Спомни, милый, как гуляли,
Спомни, что мне говорил,
Я твои слова запомнила,
А ты мои забыл.
                             («Час шестый»)
Я иду, а дроля пашет
Черную земелюшку.
Подошла да и сказала:
Запаши изменушку.
                         («Час шестый»)
Извините в песне спутался,
Дела невеселят,
Мне на этой на неделюшке
Изменушку сулят.
                        («Кануны»)

2 ведущий: Частушки были на любой случай жизни, ими объяснялись в любви.

Не скажу, кого люблю,
Не скажу которого.
В одном доме их четыре,
Люблю чернобрового.
                                                     («Юность бывает разная»)                                         
Мы чужие крыши кроем,
А свои некрытые.
Мы чужих девчонок любим,
А свои забытые.
                                                          («Россия еще скажет свое веское слово»)
Не по чаю я скучаю,
Чаю пить я не хочу,
Я скучаю по случаю
Видеть милого хочу.
                               («Кануны»)
Каменистая дорога,
Серебристая вода.
Мне такого дролю надо,
Боевого, как и я.
                          («Лад»)
Ты накинь, товарищ, кепочку,
А я кубаночку.
Ты люби интеллигенточку,
А я крестьяночку.
                             («Привычное дело»)
Дролечка, дорог – то много,
Дролечка дорог – то пять.
Ты иди дорогой пятой,
Может гуливать опять.
                     («Час шестый»)
Возле речушки ходила –
Осыпался бережок,
Было каменным сердечишко
Да дроля разожег.
                               («И все про любовь»)
Две сударушки мои,
Обе и Фаины,
Погодите, девушки,
Принесу малины.
                                  («Медовый месяц»)
Дорогой на сто процентов,
Я на восемьдесят пять.
Номер с номером не сходится,
Не стоит и гулять.
                               («Кануны»)
Кабы прежняя сударушка
Была не по душе,
Не ходил бы ночи темные,
Не спал бы в шалаше.
                                  («Час шестый»)

1 ведущий: В частушках девушки подтрунивали над незадачливостью своих кавалеров, а парни над ними.

У кого какой милой,
У меня так Мишка,
Никогда не принесет
Лампасею лишка.
                          («Привычное дело»)
Что ты, дролечка, заносишься,
Подумаю, так смех.
Не из крашеного дому
И сам не лучше всех.
                           («Деревня Бердяйка»)
Полюбила дролечку
За карие глазеночки.
Вы его не завлекайте,
Милые девчоночки.
                                                    (рассказ «В дождливый вечер»)
Ты почто и уговаривал,
Почто и приходил,
Пинжаком полой окутывал,
Страшное говорил.
                              («Медовый месяц»)
И это, девушки не озеро,
Не озеро – река.
Это девушки, не парень-
Половина дурака.
                       («Знойное лето»)
Все курил, курил махорку,
Тепере папирос,
У милашки носу не было,
Сево году прирос.
                      («Знойное лето»)
У милого поговорка
«Ничего подобного»,
Где же мне его любить
Такого благородного.
                            («Год великого перелома»)

2 Ведущий: Частушка способна передать не только озорство, но и удивительное целомудрие народа, его несказанную нежность или неизбывную печаль.

Ходит милый через речку,-
Изболелося сердечко.
Ходит мимо камыша,-
Изболелася душа.
                                        (рассказ «В дождливый вечер»)
Мне товарищ поиграет,
Веселиться буду я,
Супостаты со сторонки
Поглядите на меня.
                                          («Привычное дело»)
Вся Шибаниха жужжит,
Экая досада,
Был до бани я мужик,
После бани баба!
                                                         («Час шестый»)
Старая сударушка,
Глазами не води,
Ты сама не ладно сделала,
Сказала – не ходи.
                                                       («Год великого перелома»)
Выходи подруга Люба,
На половочку ко мне,
Мы с тобою сиротиночки,
Гуляем-то одне.
                                                           («Знойное лето»)
Запевай, подруга, песни,
Нам никто не запоет,
Невеселое-то времечко,
Нескоро да пройдет.
                                                                 («Знойное лето», «Год великого перелома»)
Я ходила по полю,
Искала ветку тополю,
Найти бы тополиночку,
Забыть бы ягодиночку.
                                                  (рассказ «И все про любовь»)
Белым снегом заносило
В полюшке травиночку.
А меня дроля иссушила
В суровую ниточку.
                                                   (повесть «Деревня Бердяйка»)
Во своей деревне дроля,
Во своем и во краю,
Каждый день ее видаю
Только редко говорю.
                                                         (повесть «Деревня Бердяйка»)
Запевай, товарищ, песенку
Веселым голоском,
Чтобы слышали сударушки
За темным за леском.
                                                           («Знойное лето»)

1 Ведущий: Из частушек узнаем мы о народной одежде, обуви.

У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая –
Вся семья веселая.
                                      («Лад»)
Ой, милашка, вымой ножки,
Надевай полусапожки.
Еще белые чулки,
Пойдем гулять за ручейки.
                                          («Медовый месяц»)
Задушевная подруга,
Чужаки да милушки,
Лапотки для сенокосу,
Сапоги для зимушки.
                                          («Медовый месяц»)
Ты пляши, моя товарочка,
Пляши не дуйся,
Сапоги изорвалися,
В лапотки обуйся.
                                          («Медовый месяц»)
До чего я догулял,
До чего допутался,
На Дружинино бежал –
Казачком окутался.
                                                    («Без вести пропавшие»)
Мы ольховские ребятушки,
Пока не мужики.
Дай бы Господи не нашивать
Чужие пинжаки!
                                                           («Год великого перелома»)
У Перьенковых братанов
На троих одни портки,
Платон носит, Вася просит,
Николаю коротки.
                                               («Кануны»)
Ты бы с осени сказала,
Я бы зиму не ходил.
Изорвались трои катанки,
И дров не нарубил.
                          (повесть «Деревня Бердяйка»)
Худо катаники стукают,-
Обую сапоги.
Погулять с хорошей девушкой,
Товарищ, помоги.
                                            («Лад»)
Ой, катаники серые,
Один изорвался.
Из-за этих серых катаников
Пьяный напился.
                                    («Лад»)
Я калоши не ношу,
Берегу их к лету,
Почему их не ношу?
Потому что нету.
                                                      (повесть «Деревня Бердяйка»)

(До войны калоши считались признаком зажиточности. И это отражено в частушке.)

Зародились некрасивы,
Небогато и живем,
На веселую гуляночку
В туфаечках идем.
                                               («Лад»)
Говорят одежи нету –
Вешала да вешала,
Юбка в клетку, юбка в клещ,
Еще какого лешева.
                                                   («Лад»)
Ой, старая сударушка,
Не стой передо мной.
Галифе мои широкие
Пондравились другой.
                                         («Час шестый)
Я того жалею дролечку,
Жалею и люблю,
Который носит бологовочку
На кожаном ремню.
                                                           («Кануны»)

2 Ведущий: Из частушек можно узнать и о том, что в летнее время молодежь ходила на гулянки.
Кабы не было полей,
Не было поляночек,
Кабы не было парней,
Не было гуляночек.
                                                   («Лад»)
Зарастай дорога лесом,
Зарастай поляночка.
Не воротится по-старому
Моя гуляночка.
                                                          («Год великого перелома»)
Мы с товарищем гуляли,
Как родные братовья,
Не родные да двоюродные –
Все-таки родня.
                                          («Кануны»)
Не плясальник я,
Опоясали меня
Не широким ремешком
С огорода колышком.
                                                          («Год великого перелома»)
Мы с товарищем плясали
У высоких у рябин,
Я досыта наплясался,
Ты пляши буде один.
                                                          («Год великого перелома»)
Вся веселая гулянка
Скоро переменится,
Дорогая выйдет замуж,
А товарищ женится.
                                          («Кануны»)

1 Ведущий: А после уборки урожая молодежь собиралась вместе на беседы.

Как в деревнюшку заходим,
Сразу голос подаем,
Мы, отчаянны головушки,
Нигде не пропадем.
                                      («Кануны»)
В незнакомую деревенку
Пришел да и пляшу,
Незнакомому народу
Не подначивать прошу.
                                               («Лад»)
Разрешите, поплясать,
Эх, давно не плясывал.
Потерялась моя дроля,
Все ходил расспрашивал.
                                                          («Год великого перелома»)
Плясать-то учились
Еще мальчиками.
Дотыкались до земли
Однеми пальчиками.
                                                       («Плотницкие рассказы»)
Пятилетка, пятилетка,
Пятилетка, девушки.
Из-за этой пятилетки
Не видать беседушки.
                                                          («Год великого перелома»)
Погуляемте, ребята,
Погуляемте одне,
Жить не долго остается
На родимой стороне.
                                             («Кануны»)

2 Ведущий: Также частушки рассказывают о крестьянском труде с пахотой, сенокосом, жнивьем и так далее.
Задушевная, невесело
Гулять осмеянной.
У любого ягодинки
Загон несеяной.
                                          («Лад»)
Ни о чем заботы нет,
Только о куделе,
 Супостаточка моя
Опрядет скорее.
                                           («Лад»)
Не браните вы меня,
Свою работу знаю я:
Жать, косить, коров доить,
В обе руки молотить.
                                                      («Лад»)
Доярочки колхозные,
Бабеночки нервозные,
Начальники навозные,
Коровушки лейкозные.
                                                   («Лейкоз»)
Девушки, зима не лето,
Не посеешь в поле рожь.
Девушки не наша воля,
Не полюбишь кого хошь.
                                             («Знойное лето»)
Говорят, что не работаю
Работы полевой,
Размолоденькая девушка,
Сохой и бороной.
                                             («Кануны»)
Дорогой товарищ мой,
Поработаем с тобой,
Тебе соха да борона,
А мне чужая сторона.
                                      («Деревня Бердяйка»)
Пятилетка, пятилетка,
Немолоченая рожь,
Из-за этой пятилетки
В сыру землю уйдешь.
                                             («Час шестый»)
Буду я косить траву,
Которая с осокою,
Показалася мала,
Пошел искать высокую.
                                             («Привычное дело»)
Председатель золотой,
Бригадир серебряной.
Отпустите погулять,
Сегодня день неведряной.
                                               («Лад»)
Вся Шибаниха деревенка
Ушла на сенокос,
А миличия приехала
И гонит на силос.
                                                   («Час шестый»)
Милая, заветная,
По косе заметная,
На жнитве, на полосе
Лента алая в косе.
                                  («Лад»)

1 Ведущий: Большое общественное значение имеют частушки, критикующие волокитчиков, лентяев, пьяниц. Они всегда достигают своей цели.

Сами, сами бригадиры,
Сами председатели.
Никого мы не боимся,
Ни отца, ни матери.
                                       («Привычное дело»)
Ты не блей-ко, баран,
Сена волоты не дам.
Летом жарко косить,
Зимой холодно возить.
                                            («Привычное дело»)
Счетоводы на кобыле,
А в телеге целый воз.
Ты куды, товарищ Зырин,
Этих девушек повез?
                                                          («Год великого перелома»)
На широком на лугу
Потерял мужик дугу,
Шарил-шарил, не нашел,
Без дуги домой ушел.
                                                          («Год великого перелома»)
Председатель на трубе,
Счетовод на крыше.
Председатель говорит:
Я тебя повыше!
                                                          («Год великого перелома»)
За Шибанихой в уброд
Чудо строится весь год,
Стоит до самых до небес,
На вершину Жук залез.
(«Кануны»)
А, дролька, пей вино столовое,
Не жалко водки мне,
Только каждую сумеречкю
Ходи гулять ко мне.
                                                                 («Душа бессмертна», «За тремя волоками»)
Микуленок у крыльца –
Дай-ка, бабушка, винца,
Нету милый, нету – ста,
Да заходи, пожалуйста.

Ой, миленок, ой беда,
Микуленка-то куда?
Чем гонить на улицу
Посажу под курицу.
                                                 («Кануны»)

2 Ведущий:  Частушки создавались и создаются по определенному случаю, нередко во время пляски, иногда заранее, чтобы высказать то или иное чувство. Тут может быть признание в любви, угроза возможному сопернику, поощрение не очень смелого ухажера, объявление о разрыве, просьбе к подруге или товарищу «подноровить» в знакомстве и так далее.
На печке спал,
Стало боку жарко.
На полати перешел,
Стало девок жалко.
                                            («Медовый месяц»)
Мы с товарищем ходили
За реку по мостику,
Двух девчонок завлекали
Небольшого ростику.
                                             («Знойное лето»)
Не ходи, подруга, замуж,
Как моя головушка,
Лучше деверя четыре,
Чем одна золовушка.
                                                 («Привычное дело»)
Дорогая, не гадай,
Полюбила – не кидай.
Держись старого ума –
Люби мазурика меня.
                                               («Привычное дело»)
Я мальчишка хулиган,
Меня не любят девушки,
Только бабы небаские,
Да и то за денежки.
                                                 («Привычное дело»)
Ельник – березник,
То ли не дрова,
Тоня Васильюшку,
То ли не жена.
                                                  («Час шестый»)
Ох, родина смородина,
Зеленая река.
Ты куда меня направила
Такого дурака.
                                                          («Год великого перелома»)
Скоро буду я жениться,
Скоро буду я женат.
Надоело полосатую
Подушку обнимать.
                                                          («Год великого перелома»)
Не ходи машина к лесу,
 Не расстраивай меня.
Без тебя машина знаю,
Что чужая сторона.
                                         («Раздумья на родине»)
Живет у черта старова,
Как в клетке золотой,
Как куколка наряжена,
С распущенной косой.
                                                          («Год великого перелома»)
Ягодиночка на льдиночке,
А я на берегу,
Перекинь сюда тесиночку,
К тебе перебегу.
                                                          («Год великого перелома»)
Люблю Карюшку за гривушку,
Дугу за высоту.
Эх, люблю девушку молоденьку
За ум, за красоту.
                                                          («Год великого перелома»)
Гуря, Гуря, ты откуда,
Гуря, Гуря, ты куды?
На чужой-то на сторонушке
Ни хлеба, ни воды.
                                                          («Год великого перелома»)
Навеку я не училася
И в школе не была,
Меня так родима маменька
Учену родила.
                                                      («Кануны»)
Ой, с маленькой пестерочкой
Ходили по грибы.
А сосмешалися тропиночкой,
Попали не туды.
                                                 («Кануны»)
Зародилась некрасива,
Некрасива, смелая,
За меня растет красивая
Березка белая.
(рассказ «И все про любовь»)
Неужели моя матушка,
Тебе меня не жаль,
Посадила на машинушку,
Сказала – поезжай.
                                          («Целуются зори»)

1 Ведущий: Вообще, любовная частушка – самая распространенная и самая многочисленная. К ней примыкает рекрутская.

Некрута – некрутики
Ломали в поле прутики,
Ломали да и ставили,
Сударушек оставили.
                                     («Знойное лето»)
В Красну Армию, ребятушки,
Дорога широка.
Вы гуляйте, девки-матушки
Годов до сорока.
                                        («Знойное лето»)
Не обидно ли тому,
У кого пляшу в дому.
Дрыгай пол и потолок,
Пляшу последний вечерок.
                                         («Знойное лето»)
Дроля в армию поехал
Ничего не наказал.
Я спросила, с кем знакомиться,
На камень показал.
                                                     («Привычное дело»)
Нам не долго погулять,
А только до девятого.
Оставайся, дорогая,
Наживай богатого.
                                                        («Привычное дело»)
В Красну Армию поеду
На кобыле вороной.
Управляй, моя сударушка
Сохой и бороной.
                                         («Кануны»)

2 Ведущий: Тюремные, хулиганские и непристойные частушки безошибочно отражают изменения и сдвиги в нравственно-бытовом укладе, забвение художественной традиции.
Шел Еграшка из тюрьмы
К Самоварихе в примы.
Прикатил не к сроку,
Будет мало проку.
                     (« Час шестый»)
Далеко в стране иркутской,
Между двух огромных скал.
Обнесли большим забором
Александровский централ.
                                      (« Год великого перелома»)
Задушевный брат, товарищ,
Вызывают в мезонин,
В мезонин-то бы ни что,
Да под конвоем-то почто.
                                        (« Кануны»)

1 Ведущий: Непристойные частушки пелись очень редко, чаще всего в мужских компаниях, но и женщины не гнушались этим.

Я хотел свою сударушку
К поленнице прижать,
Раскатилася поленница,
Сударушка бежать.
                                     («Лад»)
Излишняя откровенность и непосредственность искупаются в этой частушке удивительной достоверностью. Позднее же  непристойная частушка становится все более циничной.
Хорошо тебе, товарищ,
Твоя дроля рыжая,
Рыжая, краснешенька
За гумно радешенька.
                                        (« Медовый месяц»)
Мы с товарищем плясали,
И плясали целый час,
За твою игру веселую
 Любая девка даст.
                                 (« Час шестый»)
Женихи ольховские
Все они таковские,
Девки в положенье,
Головокруженье…
                                   («Год великого перелома»)
Кеша с Мишей по Шибанихе
Тащили лестницу,
Митьке муди раздавили,
Сделали еишницу.
                                      (« Год великого перелома»)
Пускай говорят-
Наши бабы сучки,
А я хоть ночку посплю
У Пашеньки на ручке.
                                (« Раздумья на Родине»)
Задушевная подруга,
До чего мы дожили,
Из-за честности на девушек
Налог наложили.
                (« Древо зла»)
Задушевная подруга,
До чего мы дожили:
Которо место берегли
На то налог наложили.
                                                                      (« Догорающий Феникс»)

2 ведущий: В некоторые периоды появилась частушка и политическая, выражавшая откровенный социальный протест.

Повезли на Соловки,
Море засинелося.
Холостому-молодому
Ехать не хотелося.
                        (« Год великого перелома»)
Во Залисенский колхоз
Загонили нас в мороз.
Ой, спасибо Сталину,
Стали жить по-старому.
Ищо бы Рыкова спросить,
Молоко бы не носить.
                                                          («Год великого перелома»)
Сталин Троцкому сказал:
Пойдем-ка, милый, на базар,
Купим лошадь карюю,
Накормим пролетарию.
                                                          («Год великого перелома»)
И о новой жизни гласит частушка.
Мой миленок депутат
Ночевать остался.
Я была, конечно, «за»,
А он воздержался.
                                                    (рассказ «Гурзуф»)
Завела политучебу,
Стала комсомолочка,
Буду каждую неделюшку
Видать миленочка.
                                                       («Стихотворения и поэмы»)
Кабы милая жена
Не была у власти,
Не пришел бы в сельсовет,
Не нагнал бы страсти.
                                      («Лад»)

1 Ведущий: В частушках особенно четко проходит патриотическая тема любви к родине.
Ой, конь вороной,
Белые копыта,
Когда кончится война,
Поедим досыта.
                                                         («Раздумья на родине»)
Картошка, картошка,
Какая тебе честь.
Кабы не было картошки,
Чего бы стали есть.
                                                   («Лад»)
Кабы мне бы, кабы мне бы
Дали Еропланию,
Я слетала бы к милому
В самую Ерманию.
                                                               (рассказ «Просветление»)
Санитарочки родные,
Белые косыночки,
Потихонечку кладите
Дролю на носилочки.
                                                         («Стихоторения и поэмы»)
Ой, убили дорогово,
Да и мне бы умереть,
Никоторый ни которого
Не стали бы жалеть.
                                                                       (рассказ «Ершов - гармонный мастер»)
Не одна в поле березка,
Не одна и елочка.
Не одна на свете я
Осталась без миленочка.
                                                                       («Сиротство России»)

2 Ведущий: Итак, частушки – истинные жемчужины народной поэзии, они блещут своей красотой, сверкают всеми гранями, удивляют своеобразием, самобытностью, фантазией, меткостью слова, которые характерны для нашего народа. Поэтому В.И.Белов, не случайно, использовал это народное достояние в своих произведениях. И сам порой на беседах был не прочь спеть озорную частушку.
Вологодские ребята –
Жулики, грабители.
Встретили дедушку с говном,
И того обидели.
Надо отметить, что людям запоминались те частушки, которые находили отклик в их душе. Каждому – свое, в зависимости от места жительства, возраста, характера, семейного и общественного положения и многих других причин. И Белов все это учел, используя их в разные периоды жизни своих героев, в минуты радости и горести. Очень важно, что он, услышав их, когда-то записал, запомнил и вставил в свои произведения. А ведь частушки тоже были неразрывно связаны с бытом, укладом жизни народа, то есть примыкали к слову «лад». И мы благодарны В.И.Белову за то, что он оставил в своем творчестве такое количество частушек разного периода крестьянской жизни. И эти жемчужины будут переливаться ярким блеском в глазах миллионов читателей, которые влюблены в творчество В.И.Белова.

Список использованной литературы:
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике.-М.:Молодая гвардия, 1982.-293с.
Частушки северного края.-Архангельск:Северо-Западное книжное издательство, 1983.-336с.
Я приду на посиделки/Сост.Н.Старшинов.худ.Ю.Фролов.-М.:Молодая гвардия, 1991.-141с.

















Комментариев нет:

Отправить комментарий