Все о Верхней Варже (Великоустюгский район Вологодской области)

Все о Верхней Варже (Великоустюгский район  Вологодской области)
Дорогие земляки!
Обращаемся к вам с огромной просьбой: для публикации на блоге поделиться воспоминаниями, фотографиями, фронтовыми письмами
и другими материалами о Верхней Варже и ее жителях.
Ждем Ваших писем по адресу: t.n.n@mail.ru Спасибо!

понедельник, 6 ноября 2017 г.

Перелив частушки звонкой


Частушки — малый песенный жанр, всесторонне отражающий личную, семейную и общественную жизнь человека. Они откликаются на «каждую мелочь жизни», заостряют внимание на жизненно-важных вопросах, передаются из уст в уста, идут от поколения к поколению. Есть люди, которые не только хорошо знают, помнят давно уже известные всем частушки, но и сочиняют сами, то есть выражают свои мысли по поводу того или иного события, произошедшего с ними или связанного с какой-либо значимой темой, календарным циклом. В их числе - жительница Верхневарженского поселения Галина Геннадьевна Здрогова. Страсть к частушкам у нее проявилась с раннего детства. Об этом свидетельствует частушка:

Меня мама родила,
На лавочку поставила,
Прежде чем мне соску дать,
Частушки петь заставила.


В ее частушках звучат нотки гордости за свой родной край, за милую Варжу:

  Я частушки сочиняю,
Дома их одна пою.
Хорошо мне здесь живется,
В нашем варженском краю.


Процветай ты, наша Варжа,
Хорошей ты день за днем.
Мы тебя все очень любим,
Здесь поэтому живем.


Ни на что не променяю
Варжу милую свою!
Полюбила еще с детства,
До сих пор ее люблю.


В то же время в ее припевках слышатся горечь, тоска, печаль, вскрываются проблемы родного края, которые не дают ей покоя:


Молодых у нас немного,
Еще слышен детский смех.
Хоть живем мы и в глубинке,
Наша Варжа — лучше всех.


Демографию поднимем,
Нарожаем все детей.
Садик наш опять откроют-
Будет жить нам веселей.


Нет работы у нас в Варже-
Люди едут в города.

Бобылей у нас навалом,
Девки, смотрите куда?


Есть в ее творчестве и частушки, посвященные наведению экологического порядка в наших деревнях.


Мужики валят бутылки
Где попало, там и тут.
Их убрать заставить надо,
Пусть порядок наведут.


В деревнях, чтоб чисто было,
Надо постараться.
Так берите грабли в руки,
Будем прибираться.


Посадим кусты, цветочки,
Уберем крапиву.
Зацветут когда цветочки,
Будет так красиво.


Люди едут в отпуск к морю
Отдохнуть, позагорать.
Ну а мы в своей деревне
Будем мусор убирать.


Уберем, цветов посадим,
В огороде все польем.
Да какое нам уж море,
Лучше дома отдохнем.


Очень я люблю природу:
Зелень, воздух, благодать.
Вот за эту красотищу
Душу рада я отдать.


Разве плохо жить в деревне:
Чистый воздух, лес, река.
Дай ты, Бог, чтобы потомкам
Все осталось на века.


Торопитесь, не ленитесь
Чистым воздухом дышать.
А пассивных и лентяев
Просим только не мешать.


Не умолчала Галина Геннадьевна и про то, как ее дед Василий Федорович Ворошнин из деревни Ворошнино посадил когда-то в своей усадьбе лиственницу:


На усадьбе дед Василий
Лиственницу посадил.
Своей бабке Серафиме,
Ох, как сильно угодил! 

И она росла, мужала,
Тянулась вширь и в высоту.
Вся деревня любовалась
На такую красоту.

В сенокос под ней скрывались 
От жары, от оводов.
Ну а я, как внучка знаю:
Очень много ей годов.

При грозе ломает прутья
Сильный ветер, ливень льет-
Она, бедная все терпит,

Но счастливая живет.

В стороне, чуть-чуть подальше,
Есть подружка у нее.
Сосна это, крона шапкой,
"Шляпой" прозвали ее.

Им обоим больше века,
Это видно по всему.
Приходите и любуйтесь,
Станет ясно наяву.

А зимой у этой "шляпы"
Настоящая возня.
Кто на санках, кто на лыжах,
Вся сбегалась ребятня.


Есть у лиственницы дети,
Все они растут рядком
Чуть подальше, на пригорке,
Солнце греет их теплом.

Лиственницы молодые
Берегите, господа!
Их у нас совсем немного,
Не рубите никогда!

И про День пожилых людей Галина Геннадьевна также не забыла, выразила свои чувства с такой нежностью и добротой:


Здесь родилась и училась,
Замуж вышла тоже здесь.
Я с душой везде трудилась,
Ветеран — большая честь!


Закипели самовары,
Ну-ка, бабки, за чаек.
На работу нам не надо,
Отдохнем душой денек.


Мы сюда пришли на праздник,
Праздник наш для пожилых.
Будем петь, играть, смеяться
Мы не хуже молодых.


Бабка я уже со стажем,
  Девять внуков, правнук есть.
А как в гости все приедут,
Будет некогда присесть.


Вот теперь и отдыхаю,
У окошечка сижу.
Куры ходят в огороде,
Взгляд на них перевожу.


Созрели у нее и частушки, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы:


Мы торопимся к Покрову
С огорода все убрать.
Коль сосватана невеста,
Надо свадебку сыграть.


На Покров еще нет снега
И погода хороша.
Подожди, дроля, не сватай,
Денег нету ни гроша.


В творчестве Галины Геннадьевны самыми любимыми, желанными являются частушки, посвященные гармони, гармонисту, так как ее муж играет на гармошке, хорошо поет:

Эй, подруга, выходи,
А я уже вышла.
Верхневарженску гармонь
Даже в Туле слышно.


Как услышу я гармошку,
Душу радует до слез.
А Коптяев без гармошки,
Как машина без колес.


Мой миленок гармонист,
Я его ревную:
Много вдовушек в деревне-
Выбирай любую.


Потеряла на угоре
Золотую брошку.
Я Коптяева люблю
Только за гармошку.


Не растет моя капуста,
Ее съели блошки.
На свидание ко мне
Мил не ходит без гармошки.


Приближается Новый год, которого с нетерпением ждут и взрослые, и дети, надеясь на то, что он будет значительно лучше, чем предыдущий. И Галина Геннадьевна отразила эти новогодние веяния в своих частушках.

Я частушки сочиняю
Мимолетом, на ходу. 
 Всем здоровья крепкого   желаю
В наступающем году.

О подарках надо думать:
Скоро, скоро Новый год.
Подарю дроле гармошку,
Пусть играет и поет. 

Я хочу, чтоб Дед Мороз
Мешок радости принес.
А болезни и печали
В царство снежное унес.

.
Новый год для нас как праздник,
Это радость, шутки, смех.
Нашей Родине, России,
Принесет большой успех.



Искренность, озорство, удаль сквозят в творениях Галины Геннадьевны. Она занимается не только сочинением частушек, но и вяжет коврики из цветных лоскутков, плетет красивые корзины из пластиковых бутылок, то есть и на заслуженном отдыхе находит себе дело по душе, не дает душе лениться. Так держать, Галина Геннадьевна!


Не боли ты, голова,
Не боли затылок.
Надо мне плести корзины 
Из пивных бутылок. 

Много тряпок накопилось, 
Я из них кружки вяжу.
Навязала их так много,
Приходите, покажу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий